В рамках работы школьного лесничества в октябре и декабре 2016 года в нашей школе были проведены общероссийские экологические уроки.
Один из уроков - III Всероссийский экологический урок «Хранители воды», посвященный теме вторичной переработки отходов, — значимый шаг на пути формирования экологической ответственности по отношению к решению мусорной проблемы у детей и молодёжи. Содержание данного урока разработано эколого-просветительской площадкой “Центр экономии ресурсов”. Цель двухчасового урока — сформировать ответственное отношение школьников к отходам и развить бережное отношение к водным ресурсам России, стимулировать их совершать практические шаги по ресурсосбережению в повседневной жизни. Урок проведен для учащихся 6 и 7 классов. Первая часть – теоретическая. Яркая насыщенная презентация позволила ребятам получить знания о роли воды в нашей жизни, узнать о технологиях переработки мусора и раздельном сборе отходов, о том, как сократить количество отходов повторным использованием вещей. Вторая часть урока – практическая – настольная игра на звание Хранителя воды. Ребята, разделившись на три команды, по очереди отвечали на экологические вопросы, заполняя маршрут в карте. Борьба между командами оказалась нешуточная. С небольшим отрывом все команды завершили маршрут и получили почётное звание Хранителей воды.
Второй уроке «Разделяй с нами», приурочен к Международному дню вторичной переработки, который отмечается 15 ноября. Цель занятия — сформировать ответственное отношение к отходам и научить грамотному обращению с ними; мотивировать школьников к участию в раздельном сборе отходов. Урок прошёл с учащимися 7 класса. В ходе игрового занятия ребятам удалось выяснить преимущества и недостатки разных способов обращения с отходами; познакомиться с технологиями раздельного сбора и переработки отходов; определить список доступных для школьника действий, направленных на внедрение и развитие раздельного сбора отходов. Каждый участник получил удостоверение «Зеленого агента» со списком заданий: узнать ближайшие пункты раздельного сбора мусора, рассказать знакомым и родственникам о преимуществах раздельного сбора мусора, записать свои личные подвиги в деле сокращения отходов.
По данным Росстата, ежегодно с 2012 г. в России образуется более 5 миллиардов тонн промышленных и бытовых отходов. Это только то, что известно официальной статистике, в действительности же эти цифры гораздо выше. В госдокладе «О состоянии окружающей среды в Российской Федерации за 2014 год» указано, что количество образовавшихся от населения отходов составляет 57 миллионов тонн. То есть один житель нашей страны производит в среднем около 470 кг мусора в год.
Поэтому знания о переработке отходов – это важное направление, которому в нашей стране пока не уделяется достаточное внимание. На сегодняшний день в России перерабатывается не более 5—7% бытовых отходов. Работа в области экологического просвещения вносит важный вклад в изменение этой ситуации к лучшему. Необходимо дать подрастающему поколению целостное представление о преимуществах переработки отходов перед другими способами обращения с мусором, опасными и не столь дальновидными.
Е.Н. Пятышева – учитель, руководитель школьного лесничества